Диплом Серой Метелки,
выпускницы Хогвартса Сириуса, Рейвенкло
Научный руководитель: профессор Olyush
МАГИЯ ГОЛОСА
Искусство пения как аспект магии голоса
Глава 1: Сказка и быль.
1.2. Пение в истории магии
Прежде чем в глубочайшей
древности человек освоил язык, он уже издавал разновысотные звуки, с
помощью которых он выражал свои эмоции и общался. Древнейшие ОБРЯДЫ
были всегда сопряжены с танцем, боем и пением. Музыка и голос
объединяли людей. В таком виде обряд с легкостью запоминался и
передавался из поколения в поколение. Музыка и бой барабанов или бубнов
пробуждали экстаз в верующих, а главное, музыка была призвана пробуждать
богов. Мы можем до сих пор встретиться с подобными обрядами, например,
обратившись к камланию шаманов. Чтобы войти в транс и перейти в
иной мир, шаман входит в определенный, не свойственный обычной жизни
ритм с помощью дикой пляски, ударов в бубен, а так же с помощью
выкриков, пения, шепота, хрипа, стона – то есть определенной работы с
голосом.
Время шло, но в разных
культурах и в разные эпохи магические и религиозные обряды продолжали
сопровождаться пением. Приведу лишь несколько примеров. Ритуальное
хоровое пение до сих пор можно встретить в хоральных синагогах или в православных церквях. Кто-то из христианских святых даже замечал: «Кто поет, тот молится дважды»,
поскольку пение, адресованное Богу, создает особое пространство, где
человек встречается со своим Творцом. Протяжным пением мулла зовет на
молитву в мечеть. В тибетских монастырях Далай-ламой
избирается обычно Мастер пения: лучший голос монастыря; а ритуалы в
Тибете обычно проводятся под пение хора, состоящего из 400 голосов. В Индии нараспев произносятся мантры
– различные звуки и звукосочетания, дающие прямую связь человека с
Космосом. Кстати, индийская храмовая молитвенная музыка так и называется
«мантровой».
Об Индии следует упомянуть отдельно. Дело в том, что индийские йоги разработали уникальное учение о связи физиологии человека с психикой и с Космосом. «Йога» в переводе с санскрита означает «связь, единение, сосредоточение, усилие».
Эту самую связь йоги устанавливают с помощью танца, позы, музыки и
(внимание!) дыхания и голоса. Через дыхание человек подключается к
всеобщей биологической энергии (пране), что может быть полезно и для
излечения болезней и для духовного совершенствования. Это учение позднее
перешло в Китай, Египет, Грецию, Иудею, Ассирию и другие страны. О технике дыхания йог будет рассказано отдельно, в приложении к данной работе.
Обрядовая функция голоса до сих пор сохраняется, например, при произнесении магами заговоров и заклинаний.
Роль пения, впрочем, прослеживается не только в ритуалах, но и в МИФОЛОГИИ
(впрочем, одно с другим связано, так что это неудивительно). Под
мифологией в обобщенном смысле мы будем понимать мифы и предания разных
народов о богах, героях и различных чудесных существах. Кроме того, в
связи с мифологией мы будем упоминать авторское мифотворчество,
мифологией не являющееся, однако обращающееся к ней как к истоку.
Начнем с того, что в различных культурах пение является атрибутом богов. В Египте богиня радости, веселья, юности и музыки, Баст,
играла на систре и пела. То же полагалось делать и ее жрицам. Еще одна
египетская богиня, Мерт, считалась богиней музыки и пения,
покровительницей исполнения торжественных гимнов богам. Изображалась
Мерт в виде женщины, отбивающей такт ладонями. Аккадская богиня Иштар
с помощью звуков музыки освободила умерших от власти подземных богов. В
Греции богинями и покровительницами пения, музыки и других искусств
считались музы. Пением заведовала старшая муза, Каллиопа. Само ее имя переводится с греческого как «имеющая прекрасный голос». «Водитель муз» («мусагет»), солнечный Аполлон,
также считается, среди прочего, богом пения в частности и богом
искусств вообще. В карело-финской мифологии боги при творении обычно
используют слово и пение. Вянемейнен пением творит лодки для гребцов, пением же разбивает скалу, где хранится Сампо. Лемминкьяйнен, чтобы очаровать женщин, создает пением различные чудесные вещи.
В христианской мифологической модели пение также имеет божественное происхождение. Сам Бог не поет, однако поют ангелы,
прославляя Бога; причем пение их столь прекрасно, что не сравнимо ни с
чем. Ангельское пение послужило прототипом мифотворческому образу айнуров
у Дж.Р.Р. Толкиена. Айнуры не просто создают прекрасную музыку, но с
помощью изобретенных мелодий творят мир. В индийской мифологии есть
вечно юные и прекрасные демоны, Гандхавры, хранители сомы (и от них, кстати, рождаются первопредки людей), которые также умели очень красиво петь.
Божественный дар пения порой касался людей: бардов, менестрелей, героев, и такие люди выделялись из толпы себе подобных. Древнегреческого героя Орфея,
владевшего певческим даром, по преданиям выходили слушать даже животные
из леса. А деревья, услышав звуки его пения, склоняли к Орфею свою
листву. Свой дар Орфей, по-видимому, получил от матери, музы Каллиопы,
«отвечающей» за пение. Самой знаменитой историей, связанной с пением
Орфея, стала легенда о том, как своим музыкальным искусством Орфей
уговорил Аида вернуть в мир живых свою умершую жену Эвридику. В итоге,
увы, все закончилось печально: Орфей нарушил уговор, и Эвридика
вернулась в царство мертвых, но сам факт!
В кельтских легендах рассказывают о друидах, филидах и бардах,
которые своими песнями творили чудеса. Каждый уважающий себя бард
обязан был знать три вида песен: вызывающие радость, вызывающие грусть и
вызывающие сон. Считается, что существовали песни, останавливающие
битвы, и песни, на битву вдохновляющие. Вообще же основной
специализацией бардов были хвалебные и хулительные песни (первоначальное
значение слова «бард» - «певец хвалы»). Были также и высшие песни, их
слагали филиды и друиды.
Представители некоторых волшебных разумных рас владеют пением как видом магии, им присущей.
Самый яркий пример того – СИРЕНЫ,
волшебная раса, появившаяся в древнегреческой мифологии. Сирены -
наполовину женщины, наполовину птицы, дочери бога моря (Акелоя или
Форкеса) и одной из муз (Мельпомены, Терпсихоры или Стеропы). Жили они
на острове и завлекали своим пением моряков. В трактовке Аполлония
Родосского «голосистые сирены» очаровывали «сладостными песнями»; по версии Аполлодора сирены составляли целый вокально-инструментальный ансамбль: «одна из сирен играла на кифаре, другая пела, а третья играла на авлосе».
Так или иначе пение было оружием этих птицедев. Услышав пение сирен,
очарованные моряки забывали свой дом, семью и дела и оставались с ними
на острове. Недаром греческое слово «сейрен» переводится как «очарование, обаяние».
Две самые знаменитые встречи греческих героев с сиренами – это встречи с
ними Ясона и аргонавтов и Одиссея и его спутников. Аргонавты спасаются
от сирен лишь благодаря Орфею, который находится среди них и наносит
соблазнительницам «ответный удар»: зачаровывает сирен своей игрой на
лире. Одиссей и его спутники спасаются от искусительниц, благодаря
совету волшебницы Цирцеи. Проплывая мимо островов сирен, Одиссей
приказал своим спутникам залепить уши воском, а себя привязать к мачте и
ни в коем случае не отвязывать. Услышав пение сирен, Одиссей испытал
невообразимые муки. Он умолял товарищей отвязать его, но у тех уши были
залиты воском, и лишь поэтому герою удалось спастись. Согласно некоторым
мифам, сирены погибли после встречи с Одиссеем, так как нашелся тот, на
кого их пение не подействовало. Единственным положительным упоминанием
сирен в античной литературе было упоминание их Платоном. Платон
представлял себе небесную музыку как пение восьми сирен. Их пение движет
планеты (и в этом образы сирен сближаются с божественными образами
других культур и с образами ангелов).
Сирены стали символом
воздействия музыкального искусства, символом гибельного женского
очарования, символом соблазна. Кроме того, сирены стали символом смерти.
Именно поэтому иногда сирены представлялись как музы погребального
плача и изображались на древнегреческих надгробиях.
Еще одна волшебная раса, близкая к сиренам и тоже связанная и с пением и искусством обольщения, это РУСАЛКИ,
полудевушки-полурыбы, духи водоемов. Во многих мифах и легендах о
русалках есть упоминания об их прекрасном пении. Русалки своей
прекрасной внешностью олицетворяют красоту воды, а своими чудесными
голосами - ее журчание. Английский писатель Дж. Чосер в «Романе о розе»,
написанном в 1366 году, сравнивает чудеса с пением морских русалок. В
пьесе «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира говорится о русалке, чье
пение было столь прекрасно, что бурное море успокоилось, а некоторые
звезды, заслушавшись пением морской красавицы, упали с небес. В сказке
Г.Х.Андерсена голос русалочки был символом ее души, и она отдает этот
дар ради того, чтобы стать человеком и быть рядом со своим возлюбленным.
В славянской мифологии есть несколько волшебных рас, связанных с пением. Это САМОДИВЫ И САМОВИЛЫ (ВИЛЫ, ВЕЙЛЫ).
Самодивы – это
прекрасные юные девы в белых одеждах с длинными русыми косами (в волосах
содержится их сила и жизнь) и блистающими, как молнии, карими глазами.
Голос у самодив чарующий и сладкозвучный. «Беда человеку, который
прельстится самодивой! Ему опостылит весь мир и жизнь будет не в
радость... Наравне с эльфами, лесными и водяными духами, самодивы
признаются за падших ангелов; низвергнутые с неба, они населили воды, а
иные остались в воздухе и по ночам нарушают тишину своими чудными
звуками, которые слышатся то как отдалённая музыка, то как девичьи
песни…», - пишет А.Н. Афанасьев в своей работе «Мифология Древней
Руси». Самодивы часто любят завлекать пастухов, чтобы те играли им на
свирели.
Самовилы в
славянской мифологии – очаровательные молодые девушки с распущенными
волосами и крыльями, с копытами на ногах, обитающие в горах и умеющие
летать, как птицы, а также охраняющие воду и колодцы. Самовилы (как и
самодивы) одеты в волшебные платья: если украсть платье у певуньи, можно
подчинить ее себе. Вилы обладают лекарским даром, способны использовать
силы природы и повелевать стихиями. Иногда бывают добры к людям и могут
им даже помогать, а иногда (если их разозлить) способны убить, в лучшем
случае – соблазнить. Одним из средств соблазна является их пение.
Вейлы-вилы тщеславны и завистливы, и если им покажется, что кто-то может
петь и танцевать лучше, чем они, то вилы свирипеют по-настоящему и
способны на все. В сербской народной сказке «Королевич Марко» вейла
Равийола услышала прекрасное пение королевича, да так разозлилась, что
пустила в него две стрелы из своего лука. Одна стрела попала королевичу в
горло, заставив его замолчать, а другая пронзила королевичу сердце.
Впрочем, у этой сказки счастливый конец: вейла сменила гнев на милость,
исцелила Марко, и два певца полюбили друг друга.
Еще одна певучая раса,
встречающаяся как в различных европейских легендах, так и в
мифотворческих авторских произведениях, - это ЭЛЬФЫ. Эльфы
славятся своим удивительно красивым пением. Оно для них естественно,
дано от природы, как и способности к врачеванию, бегу и бесшумной
ходьбе. В отличие от сирен, русалок и различных самодив и самовил эльфы
нечасто используют пение в качестве опасной магии искушения, однако и
такие примеры известны. К примеру, ирландские «фейри», которые,
по-видимому, являются эльфам близкой родственной расой, периодически
утаскивают под холмы детишек, заманивая их пением.
ГАМАЮН, вещая птица
с женской головой и грудью, представительница славянской мифологии,
посланница бога Велеса. Гамаюн поет людям божественные гимны и
предвещает будущее. Само слово «гамаюн» означает «баюкать».
АЛКОНОСТ, райская
птица-дева из русских и византийских средневековых легенд. Согласно
сказанию XVII века, алконост живет у рая и поет так, что забывает сам
себя, что и говорить о тех, кто его слышит: они забывают обо всем на
свете. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь.
СИРИН, еще одна
птица-дева и тоже райская (славяне видели в слове «сирин» созвучие со
словом «Ирий», рай). В русских духовных стихах сирин спускается из рая
на землю и зачаровывает людей своим пением, а также разгоняет тоску и
печаль. В западноевропейских легендах сирин, напротив, – воплощение
несчастной, плачущей души, посланница властелина подземного мира. На
самом же деле сирин, по-видимому, происходит от греческих сирен.
В валлийской мифологии ПТИЦЫ богини Рианнон могли пробудить мертвых, а живых погрузить в сон.
КЕНАРЕИ, волшебные,
невероятно красивые полуженщины-полуптицы из Кампучии. У них радужное
оперение, изящные лапки и прекрасное женское лицо. Живут кенареи в
джунглях, прекрасно поют и танцуют и своим искусством зачаровывают
заплутавших путников. Путники забывают, куда шли, и навсегда остаются в
лесах со своими искусительницами.
В древнекитайской мифологии есть чудесная птица благоденствия, ЛУАНЬНЯО,
с красным либо сине-зеленым оперением и с радужным хвостом. Луаньняо
умеет воспроизводить любые звуки мира, при этом ее собственный голос
похож на звон серебряного колокольчика. Появляется Луаньняо среди людей
только тогда, когда в государстве царят мир и покой.
ХАЗАРАН БИБУЛ,
иранская птица, «поющий соловей», весенняя птица. От ее пения расцветают
засохшие сады, а горы и долины покрываются буйной растительностью.
В ирландской мифологии дети короля Лира, превратившись в ЛЕБЕДЕЙ
(заколдованные злой мачехой), жили на озере триста лет и пели
удивительно красивыми голосами. К этому озеру приходили все жители
Ирландии, чтобы услышать дивное пение.
Примечательно, что большинство представителей певчих волшебных рас являются наполовину или отчасти птицами, что в общем неудивительно. Ведь испокон веков птицы изумляли и восхищали людей своим прекрасным пением.
(c) Серая Метелка, 2009 |